
Путин назначил 1 июля датой голосования по поправкам к Конституции. Соответствующий Указ подписан 1 июня. У россиян есть 30 дней, чтобы понять, за что предлагается голосовать.
О Конституции
Конституция РФ — самый важный основной закон в Российской Федерации. Все остальные нормативные акты и законы должны соответствовать основополагающим принципам. Не допускается противоречие между требованиями законов и принципами, прописанными в Конституции.
В главном законе РФ прописываются основные (конституционные) права гражданина России, обязанности государства и местных властей. Прописываются и направления деятельности, которые находятся в ведомстве государства. Прописываются границы государства, статус регионов. Несколько статей посвящено порядку назначения президента страны. Несколько — парламенту РФ (Совет Федерации и Госдума).
Текст действующей Конституции РФ не менялся с 2014 года.
Первая, вторая и девятая главы Конституции — не изменяемы (в них прописаны основополагающие положения). Для изменения остальных требуется одобрение Госдумы, Совета Федерации и Президента. В 2020 году предложены правки с 3-ей по 8-ю главы.
Законопроект о поправках
В январе 2020 года В. Путин внес в Госдуму законопроект о поправках к Конституции РФ. В законопроекте предлагается изменить текст нескольких статей Основного закона страны. Нововведения коснутся федеративного устройства России, порядка назначения президента, деятельности судебной власти, местных властей, прокуратуры и правительства.
Как и любой другой законопроект, проект В. Путина, должен пройти все стадии одобрения в Госдуме, в Совете Федерации и быть одобренным законодательными органами 2/3 субъектов РФ. Предложенные изменения были одобрены большинством голосов на всех уровнях. Ко 2-му чтению в законопроект внесены новые поправки президентом, депутатами Госдумы и сенаторами. Комитет рекомендовал к принятию 170 правок и рекомендовал отклонить 169. Первые были включены в законопроект перед вторым чтением.
Конституционный суд РФ проверил поправки на соответствие действующей Конституции и вынес одобрительное решение.
По предложению самого президента проект закона также будет вынесен на голосование граждан.
Когда состоится голосование
Голосование после всех одобрений должно было состоятся 22 апреля. В связи с пандемией коронавируса день голосования был перенесен на неопределенное время.
1 июня 2020 прошло совещание при президенте, на котором обсуждалась дата проведения общероссийского голосования. По оценкам экспертов, наиболее оптимальной датой является 1 июля. Поскольку большинство избирательных участков находится в школах, необходимо провести голосование в те дни, когда голосующие не помешают проведению ЕГЭ.
Президент согласился: 1 июля — оптимальный вариант. В тот же день был подписан Указ о проведении голосования по поправкам к Конституции РФ 1 июля 2020 года.
Как будет проходить (безопасность голосующих)
Голосование состоится 1 июля. За 6 дней до этой даты…
В день голосования всем прибывшим будут измерять температуру. Если высокая — обеспечат отдельный бокс и вызовут скорую. Каждого голосующего обеспечат средствами защиты: масками, перчатками. А также одноразовыми ручками.
Находится на избирательном участке может не более 12 человек одновременно. Вход и выход разделят, чтобы потоки не пересекались. Для не мобильных граждан организуют голосование на дому, при этом никто из членов комиссии в дом голосующего входить не будет. Если в районе несколько не мобильных граждан, они могут подать заявку, чтобы им организовали пункт голосования на свежем воздухе, рядом с домом.
В трех регионах жителям будет доступно электронное голосование.
Как предлагается голосовать
Юридически принять поправки к Основному закону страны можно было голосованием в парламенте.
Статья 71 Конституции: «В ведении Российской Федерации находятся: а)принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением…».
Порядок изменения Конституции прописан в 9-ой главе. Например, статья 135 — Всенародное голосование. Предусмотрено только в случае изменения основополагающих положений (1, 2 и 9-ой глав).
Однако Президент РФ В. Путин посчитал необходимым провести голосование граждан России, чтобы мнение людей стало определяющим фактором для принятия поправок.
Последний раз народным голосованием была принята Конституция РФ в 1993 году. Голосование проводилось по Указу Президента России. Предыдущим Основным законом страны была «Конституция РСФСР» от 1978 г.
Сегодня гражданам предлагается проголосовать за весь пакет поправок к Конституции. Либо против («пакетное голосование»). Нужно лишь ответить на вопрос, сформулированный в Указе президента о проведении общероссийского голосования: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». Да или нет.
Для признания голосования состоявшимся не требуется явка более 50% (как при проведении референдума).
Рассмотрим, какие изменения власти предлагают внести в 2020 в действующее законодательство РФ на конституционном уровне. Поправки касаются 41 статьи Конституции.
Федеральное устройство
Третья глава Конституции посвящена федеральному устройству. Первые изменения в ней касаются статьи 67, в которой описывается территория РФ.
Федеральные территории
Согласно тексту поправки, в России могут быть созданы так называемые «федеральные территории».
Федеральные территории — новое понятие, под которым подразумевается иной вид власти, не относящийся к субъектам РФ. Создание и организация нового вида власти будет происходит в соответствии с отдельным Федеральным законом. На высшем уровне придется решать сложные вопросы: исключать ли такую территорию из ведомства субъекта РФ или действовать иным способом (вывести объекты из ответственности региональных властей).
Как пояснил инициатор предложения (С. Харитонов, глава Тульской областной думы), такие земли нуждаются в особом управлении. И хотя для России иная форма власти в новинку, в других странах такие зоны уже есть (США, Индия, Канада). Например в Америке существует 14 таких территорий, они не входят ни в один из штатов.
В качестве примера таких зон в России парламентарий назвал озеро Байкал, Кавказские минеральные воды и космодром Восточный. На этих территориях особое управление связано с вопросами безопасности, экологии и экономики.
Защита территорий РФ
В поправках запрещено отчуждать территории РФ и призывать к таким действиям. В качестве исключений названы:
- определение границ между государствами путем переговоров;
- проведение границы и обозначение её пограничными знаками;
- восстановление границы на основе ранее составленных документов (после проверки сведений).
Прописаны ценности
В следующих статьях Конституции планируют прописать ценности русского народа, поддерживаемые государством РФ.
История страны
Сразу после 67 статьи добавлена новая.
Авторы вторых поправок посчитали нужным прописать, что Россия является правопреемником и продолжателем СССР (пункт первый новой статьи). Это значит, что Россия будет выступать перед международными организациями, участвовать в международных договорах как правопреемник СССР на своей территории и в отношении активов СССР за пределами РФ.
Наряду с другими ценностями и идеалами в стране будут чтить память защитников Отечества (пункт 3 новой статьи). Государство обеспечит защиту исторической правды. Не допустит умаления подвигов народа.
Бог как ценность
В следующей части новой статьи ценностью называют веру в Бога, поскольку она (вера) передана нам с другими идеалами от наших предков. В Российской Федерации признается исторически сложившееся государственное единство.
Дети — важнейший приоритет
Дети названы приоритетом государственной политики. В этой поправке указано, что государство будет создавать условия для всестороннего развития подрастающего поколения. Включая воспитание патриотизма, уважения к старшим. Кстати, В. Путин уже внес в Госдуму законопроект о патриотическом воспитании школьников (поправки к закону об образовании).
Государство, согласно тексту поправок, возьмёт на себя обязанности родителей в отношении тех детей, которые остались без попечения.
Русский народ — государствообразующий народ
Предлагается изменить 68 статью. Уточнено, что русский язык не только государственный язык, но и признан языком государствообразующего народа.
Культура разных национальностей
В последней части 68 статьи, которой нет в действующей Конституции РФ, государство обязуется поддерживать и охранять культурное наследие многонационального народа России.
Подробнее об этом прописано в правках к 69 статье Конституции. В этой части законопроекта указано, что государство будет защищать этнические общности и культуру народов РФ и гарантирует сохранение культурного многообразия. Также государство обязуется оказывать поддержку россиянам, проживающим за рубежом: поможет защитить права и интересы, сохранить общероссийскую культурную идентичность.
Введено понятие «публичная власть»
В статье 71 в главе «Федеральное устройство» перечислены направления деятельности, которые находятся в ведении государства. В этот перечень поправками в один из пунктов добавлены слова «организация публичной власти». Этими словами государство планирует закрепить на уровне Конституции принцип единой системы публичной власти. Что это значит?
Речь идет об объединении всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального) в единую систему и об эффективной организации её работы. Эксперты говорят: это новый тренд в развитии страны.
Однако, содержание термина «публичная власть» пока не уточнено, не раскрыто. Из поправок, касающихся других статей Конституции, можно понять, что взаимодействие властей на разных уровнях будет регулироваться отдельным законом. Так, согласно тексту поправок к статье 80 (в следующей главе), понятие «единая система публичной власти» приходит на смену понятию «государственная власть».
Что находится в ведении государства?
Помимо введения понятия «публичной власти» (впервые упоминается в статье 71 новой редакции Конституции) в статье 71 уточнены (перефразированы имеющиеся и добавлены новые) направления деятельности. Государство устанавливает основы политики в разных областях развития страны — экономическое, социальное, культурное развитие. В этот перечень областей развития поправками добавлены слова «научно-технического».
Здесь же уточняется, что в ведении государства будут находится системы здравоохранения, воспитания и образования. Т.е. государство будет определять единые правовые основы для этих сфер (сферы здравоохранения, образования и воспитания).
Вместо слов «информация и связь», «деятельность в космосе» введены уточняющие понятия «информационные технологии и связь», «космическая деятельность». Ниже по тексту 71 статьи добавлены слова: «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных».
Слова «метеорологическая служба» заменены на «метрологическая служба». В Российской Федерации давно работает метрологическая государственная служба. Чем отличается метеоролог от метролога? Первый прогнозирует погоду, второй разрабатывает методики для прогноза (методики измерения разрабатываются для широкого круга заинтересованных лиц).
Гражданство госслужащих
Существенно расширена формулировка последнего пункта статьи 71 (пункт «т»), посвященная государственной службе.
Теперь занимать должности на госслужбе могут только граждане РФ, прожившие в стране многие годы. Также представителям власти запрещено иметь счета в иностранных банка, хранить ценности в банках за пределами РФ.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ будут находится вопросы защиты семьи
В статью 72 поправками добавлены слова: «сельское хозяйство», «вопросы молодежной политики». Уточнены, какие вопросы здравоохранения находятся в совместном ведении: обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, создание условий для здорового образа жизни т.д.
В отдельный пункт статьи вынесены вопросы защиты семьи. Эти вопросы также, как и здравоохранения, были уточнены (расписаны).
«защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.»
Отметим: в части, где написано о браке поправками уточняется, что имеется в виду только брак между мужчиной и женщиной.
Действующая формулировка гораздо короче: «защита семьи, материнства, отцовства и детства».
МРОТ = прожиточный минимум
Статья 75 дополнена тремя новыми пунктами. В первом из них сказано: РФ обеспечивает защиту прав трудящихся граждан. И гарантирует МРОТ не менее размера прожиточного минимума.
Долгие годы работодателя платили сотрудникам суммы менее прожиточного минимума. Этот вопрос не мог не возмущать. Но с начала 2019 года МРОТ ежегодно приравнивается среднему прожиточному минимуму для трудоспособного населения, установленного за 2 квартал предыдущего года. Соответствующий закон подписан президентом В. Путиным в конце 2017 года, вступил в силу с 1 января 2019 года.
О разнице между МРОТ и прожиточным минимумом в действующей Конституции РФ нет ни слова. В законе 2020 года, в котором прописаны поправки к Конституции, этот момент исправлен. Если поправки будут приняты, то МРОТ будет приравнен к ПМ на конституционном уровне.
Ежегодная индексация пенсий
Следующий новый пункт в 75 статье Основного закона касается пенсионной системы РФ. Государство обязуется поддерживать её эффективное функционирование, а также обещает осуществлять индексацию пенсий не реже одного раза в год. Порядок индексирования будет прописываться в отдельном Федеральном законе.
Обязательное соцстрахование
Последний пункт для 75 статьи Конституции в новой редакции государство РФ гарантирует обязательное социальное страхование, адресную поддержку граждан и индексацию социальных пособий и выплат.
Благосостояние граждан
Новой статьей (сразу после 75-ой) государство берет на себя обязанность создавать условия для экономического развития страны и повышения благосостояния граждан. Гарантируется защита достоинства и уважение труда.
Запрет на иностранное гражданство для глав: регионов, министерств, федеральных органов, правительства
А также для судей, депутатов и сенаторов. Согласно поправкам к статьям 77 и 78 указанные посты не смогут более занимать граждане с иностранным гражданством и с видом на жительство.
Для представителей власти также предусмотрено новое ограничение: запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить ценности в иностранных банках за пределами РФ.
Указано, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования.
Международные отношения
Последние поправки в главе 3-ей Основного закона РФ касаются международных отношений. Указано, что решения, принятые на основании международных договоров не будут исполнятся, если они противоречат Конституции РФ.
Глава 3-я Конституции в новой редакции завершается статьей, которой нет в действующей редакции. В ней прописано, что Российская Федерация принимает меры по поддержанию международного мира, меры по недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Согласно следующим поправкам, уже в главе 4-ой, поддерживать мир должен будет глава государства.
«Обнуление» президентских сроков для действующего главы государства
Согласно поправкам в Конституцию, внесенным в следующую главу (глава 4 «Президент РФ») избираться на пост президента более двух раз не может одно и тоже лицо. Из текста исключено слово «подряд», т.е. только два срока для одного и не важно подряд ли они идут или нет.
Дальнейшая формулировка поправки предусматривает возможность переизбираться действующему главе государства после 2024 года («обнуление» сроков).
Предложение об «обнулении» сроков для действующего президента внесла депутата от «Единой России» В. Терешкова. Её предложение поддержал сам президент В. Путин.
Конституционный суд РФ, который проверят поправки к Конституции на целесообразность, одобрил возможность «обнуления» сроков для В. Путина и объяснил свое решение сложившимися в стране обстоятельствами.
Требования к главе государства
Поправки вносят новые требования к главе государства. Так увеличен с 10 до 25 лет срок, в течение которого будущий президент должен проживать на территории РФ. Также он должен иметь гражданство РФ и не иметь счета в иностранных банках, расположенных вне РФ.
Председатель Правительства РФ
Президент будет назначать Председателя Правительства, но уже не с согласия Госдумы, а самостоятельно. Однако Госдума должна сначала одобрить кандидатуру на этот пост (поправки к статье 83).
Освобождать Председателя Правительства РФ от должности будет Президент РФ. А также сможет принимать отставку Председателя и его заместителей, отставку министров, руководителей органов исполнительной власти, но только тех, руководство над которыми осуществляет Президент (не Правительство).
Если поправки будут приняты президент сможет назначать на должность и освобождать от должности заместителей Председателя Правительства и министров не по предложению Председателя, а самостоятельно. Но кандидатуры должны быть утверждены Госдумой (за исключением кандидатур на пост главы министерства).
Новые возможности Президента по изменению структуры власти
В статью 83 планируют внести изменения, согласно которым изменятся права Президента.
Во-первых, в статью добавлены слова: «осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации».
Руководители федеральных органов исполнительной власти
Федеральные органы исполнительной власти — это:
- агентства (например, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агенство водных ресурсов, лесного хозяйства и пр.),
- службы (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба судебных приставов и пр.),
- надзоры (например, Федеральная служба по надзору в сфере СМИ и охраны культурного наследия),
- управления и комитеты (например, Государственный комитет РФ по делам молодежи, по рыболовству и другие).
Согласно тексту поправок к Конституции, Президент РФ сможет по предложению Председателя Правительства РФ утверждать структуру исполнительной власти и менять её. Если Председатель Правительства только назначен на свою должность он не вправе давать предложения президенту по назначению федеральных органов исполнительной власти.
Как мы отметили выше, президент сможет принимать отставку руководителей органов исполнительной власти и министров (но не всех, только тех, руководство над которыми осуществляет не Правительство, а Президент). После консультаций с Советом Федерации сможет назначать или освобождать от должности руководителей, ведающих вопросами безопасности государства, вопросами обороны, предотвращения ЧС, ведущих внутренние, иностранные дела.
Судьи
Президент не сможет назначать и освобождать от должности Председателя и заместителя Конституционного и Верховного судов, а также судей этих судов. Президент сможет только представить Совету Федерации кандидатуры на эти должности и представление (рекомендации) о прекращении полномочий.
Однако глава государства вправе назначить председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Освободить от должности председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов также возможно лишь после подачи представления о прекращении полномочий в Совет Федерации.
Прокуроры
После консультаций с Советом Федерации Президент РФ может назначить на должность и освободить от неё Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ и прокуроров других прокуратур.
Государственный Совет РФ и Совет Безопасности РФ
Согласно поправкам Президент сможет формировать эти структуры в целях обеспечения согласованного функционирования органов публичной власти. Статус Государственного Совета и Совета Безопасности будет определяться федеральными законами.
Как видим, не зря Президент РФ В. Путин в анонсе поправок к Конституции отмечал, что речь идет о существенных изменениях в государственной власти.
Неприкосновенность Президента
Законом о поправках введена новая статья. В ней три пункта.
В первом прописано, что президент, покинувший пост по истечении срока или досрочно наделяется неприкосновенностью. Во втором сказано, что иные гарантии президенту предоставляются отдельным Федеральным законом.
Третий пункт гласит, что президент «в отставке» может быть лишен неприкосновенности. А по каким причинам — прописано в следующей статье.
Действующая редакция статьи 93 не содержит правил по лишению неприкосновенности президента. Лишь поясняет порядок отстранения от должности действующего главы государства. В новой редакции добавление слов о неприкосновенности позволило применить те же правила, по которым поста лишали действующего президента, к президенту «в отставке». Неприкосновенности бывший глава государства может лишиться, если выдвинуто обвинение в государственной измене или совершении тяжкого преступления.
Обвинение выдвигает Госдума. Факт совершения преступления должно подтвердить заключение Верховного Суда РФ. Лишить неприкосновенности может только Совет Федерации. Если решение не будет принято в течение 3-х месяцев, требование будет считаться отклоненным.
Совет Федерации и его сенаторы
В обновленной ст. 95 указывается, что Совет Федерации состоит из сенаторов. Сейчас в Конституции понятия «сенатор» нет. Прекративший исполнение своих полномочий президент получает статус сенатора пожизненно (при наличии выдающихся заслуг перед страной, обществом). Сенатор вправе отказаться от предлагаемых полномочий.
Иначе определено количество представителей РФ, назначаемых в Совет Федерации президентом. Глава государства назначает сенаторов сроком на 6 лет. Установлено такое ограничение в количестве — не более 30 человек (ранее — не более 10% от числа назначенных регионами). Из них не более 7 могут быть назначены пожизненно.
В новой редакции сенатором может быть гражданин России, достигший 30 лет, предусмотрены и другие ограничения.
В статье прописано: президент не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации в течение первого срока своих полномочий. Поправками этот пункт исключен.
Полномочия Совфеда
В статье 102 обновлен перечень вопросов, находящихся в ведении верхней палаты. Включены следующие:
- лишение неприкосновенности бывшего президента;
- назначение по представлению президента и прекращение полномочий судей, главы Счетной палатв и половины общего числа аудиторов палаты;
- консультирование по предложенным президентом кандидатурам прокуроров и руководителей федеральных органов исполнительной власти «силового блока»;
- заслушивание ежегодных докладов генпрокурора о правопорядке в стране.
Полномочия Госдумы
В статье 103 обновлен перечень вопросов, находящихся в ведении Госдумы. Добавлены:
- утверждение кандидатуры председателя правительства, вице-премьеров и федеральных министров, за исключением тех, чьи кандидатуры согласовывает Совфед;
- заслушивание ежегодных отчетов Центробанка;
- назначение на должность по представлению президента и освобождение от должности заместителя главы Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов;
- выдвижение обвинения против бывшего президента для лишения его неприкосновенности.
Совфед и Госдума вправе контролировать госорганы
В статье 103.1 (в текущей версии документа её нет) введено понятие «парламентский контроль» Его вправе осуществлять Совет Федерации и Государственная дума.
В деятельность по контролю в том числе входит направление парламентских запросов руководителям государственных органов и органов местного самоуправления.
Конституционный суд вправе…
В части 3 статьи 107 (108) определен порядок проверки принимаемого федерального закона Конституционным судом (КС) по запросу президента. С поправками глава государства получает право направить поступивший к нему на подписание документ в КС. Суть запроса: проверить текст на конституциональность (соответствие Конституции). В этом случае семидневный (14-дневный) срок, отведенный президенту для подписания закона, приостанавливается на время рассмотрения запроса.
Если КС подтвердит конституционность закона, глава государства подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения этого решения. Если закон признан неконституционным, президент возвращает его в Госдуму без подписания.
О роспуске Госдумы
В статье 109 дополняется и уточняется процедура роспуска Госдумы. Это возможно в случае трехкратного отклонения депутатами представленной президентом кандидатуры премьер-министра или кандидатур вице премьера и министров, представленных главой Правительства.
Состав исполнительной власти
В статье 110, где ранее было указано, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство, добавлено: под общим руководством Президента РФ.
Здесь же прописано: кабинет министров (Кабмин) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти за исключением тех, которыми руководит Президент РФ.
В эту статью внесены ограничения по возрасту — кандидат в возрасте от 30 лет может претендовать на пост: председателя правительства, его заместителя, федерального министра, руководителя федерального органа исполнительной власти. Но при условии соответствия и другим требованиям. другие требования.
Порядок назначения главы правительства
В статье 111 говорится: председатель правительства назначается президентом. Но только после утверждения кандидатуры Госдумой (ранее — с согласия Госдумы).
Сюда же добавлено положение о том, что в случае освобождения президентом от должности либо отставки главы Кабмина президент вносит в Госдуму кандидатуру на этот пост в недельный срок.
Изменена формулировка о роспуске Госдумы в случае, если она трижды отклонит представленную президентом кандидатуру на пост премьер-министра. В этой ситуации глава государства вправе распустить нижнюю палату и назначить новые выборы (ранее было — «распускает Государственную думу и назначает новые выборы»).
В статью 113 добавлено: глава Кабмина организует работу правительства в соответствии с распоряжениями, поручениями президента и несет персональную ответственность перед главой государства за осуществление возложенных на правительство полномочий.
Назначение вице-премьеров и министров
Статья 112: председатель правительства представляет Госдуме на утверждение кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров (за исключением тех, чье назначение рассматривает Совфед). Госдума не позднее недельного срока принимает решение. Президент не вправе отказать утвержденным кандидатам в назначении на должность.
Если Госдума трижды отклоняет представленные кандидатуры, президент вправе назначить вице-премьеров и министров из числа представленных главой правительства. Если после трехкратного отклонения депутатами кандидатур больше трети должностей в правительстве (за исключением тех, чье назначение чье обсуждается в Совфед) остаются вакантными, глава государства вправе распустить нижнюю палату и назначить новые выборы.
Вопросы, за которые отвечает Правительство РФ
Кабмин обеспечивает проведение в стране единой социально ориентированной государственной политики (текст обновленной статьи 114). В сферу ответственности правительства добавлены поддержка, укрепление и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, политика в области охраны окружающей среды.
Кроме того, правительство:
- обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
- обеспечивает социальную защиту инвалидов, их прав и свобод как гражданина, их социальную интеграцию без дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества их жизни;
- осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в политике;
- осуществляет меры по поддержке волонтерской деятельности;
- содействует развитию предпринимательства;
- обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере трудовых и иных связанных с ними отношений;
- осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
- создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Вынесение недоверия правительству
В изменениях в статье 117 конкретизируется процедура сложения полномочий правительства.
Глава правительства вправе поставить перед Госдумой вопрос о доверии Кабмину. Вопрос должен быть рассмотрен в течение 7 дней.
Если правительство в течение трех месяцев повторно поставит перед Госдумой вопрос о доверии, а депутаты в доверии правительству откажут, президент принимает решение об отставке Кабмина или о роспуске нижней палаты и назначении новых выборов.
Глава правительства, вице-премьеры и министры вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется президентом. Принимая отставку, глава государства вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.
Госдума не может выразить недоверие правительству, а премьер-министр не может ставить перед депутатами вопрос о доверии правительству:
- в течение года после избрания Госдумы;
- с момента выдвижения нижней палатой обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
- в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента;
- в течение года с момента назначения главы правительства президентом после трехкратного отклонения кандидатуры Госдумой.
Судебная система
Судебную систему РФ составляют КС, Верховный суд, федеральные суды общей юрисдикции, мировые судьи субъектов РФ. В дополнениях к статье 118 в систему судебной власти добавлено арбитражное судопроизводство.
Конституционный суд
В обновленной статье 125 констатируется, что КС состоит из 11 судей (ранее из 19), он является высшим судебным органом конституционного контроля в РФ (конституционное судопроизводство). Обеспечивает верховенство Конституции на всей территории России.
Так, акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, изложенном судьями КС, не подлежат применению в ином истолковании.
Ещё одна важная задача: КС по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения бывшего президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Верховный суд
В поправках в статье 126 указано: Верховный суд (ВС) является высшим судебным органом разрешения экономических споров, по делам, подсудным арбитражным судам, по делам из сферы гражданского, административного и уголовного судопроизводства. На ВС также возложена обязанность осуществлять судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных.
Порядок назначения судей
Порядок описан в статье 128. Здесь же указано, что председатели, заместители председателей и судьи федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Полномочия, порядок образования и деятельности КС, ВС и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления судопроизводства регулируется процессуальным законодательством.
Прокуратура
В статье 129 говорится, что прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности генпрокурором, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Местное самоуправление
Как указано в статье 131, местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом (ранее — «в городских, сельских поселениях и других образованиях»). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в РФ, установленными федеральным законом.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом.
В статье 132 добавлено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи (исключено «осуществляют охрану общественного порядка»).
Здесь же сказано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями не только федеральным законом, но и законом субъекта РФ. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Еще одна новая формулировка — органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Местному самоуправлению гарантировано право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления.
Где опубликованы поправки
Поправки к Конституции РФ опубликованы на официальном сайте Госдумы. Также вы можете сравнить редакции с помощью таблицы.
Последние новости по теме:
